Каретка
На современных велосипедах каретка часто представляет собой неразборный и необслуживаемый
узел - картридж. При возникновении любой неисправности (люфт, заедание)
его надо просто заменить на новый. На дешевых моделях велосипедов
каретка выполнена разборной, поэтому люфт или чрезмерную затяжку
подшипников можно устранить регулировкой. Обычно в таких каретках
используются шариковые подшипники.
В
природе существуют и другие конструкции кареток. Например, в каретке
SHIMANO BB-M950, относящейся к группе XTR, (кстати, разборной)
используются, в сущности, два подшипника с каждой стороны - игольчатый
и шариковый подшипник-фиксатор. А в новых группах SHIMANO XTR2003 и
SAINT появились модули каретки с шатунами в одном флаконе - FC-M960 и
FC-M800.
При покупке новой каретки надо
учесть, что существуют различные стандарты на шаг резьбы, по которой
каретка ввинчивается в кареточный узел рамы. Резьба может быть
метрическая и дюймовая. Естественно, надо покупать такую каретку, у
которой резьба соответствует резьбе в раме.
Кроме
шага резьбы, у различных моделей кареток могут отличаться длина оси и
ширина самой каретки. Ширина каретки должна соответствовать ширине
рамы, а длина оси должна быть достаточной для того, чтобы шатуны были
несколько удалены от рамы, а передний переключатель мог перевести цепь
на самую маленькую ведущую звездочку, не упираясь в раму. Размеры
каретки обычно нанесены на ее корпус (для неразборных кареток)
Наконец,
при покупке новой каретки надо знать стандарт используемых шатунов.
Чаще всего используются два стандарта - шлицевое и "квадратное".
 |
Это - стандарт OCTALINK.
На каретках этого типа ось выполнена имеет круглое сечение, а на
концах оси имеются 8 выступов. Каретка получается легче, потому что
ось выполнена пустотелой. Шатуны притягиваются к оси каретки полым
болтом.
Каретками и шатунами такого типа оснащаются велосипеды верхнего ценового диапазона. |
 |
OCTALINK - это изобретение фирмы SHIMANO. Но существует еще один шлицевой стандарт ISIS drive, который продвигают некоторые другие фирмы, например, TRUVATIV и BONTRAQER . Каретки и шатуны ISIS в некоторой степени похожи на OCTALINK, но (видимо, для удобства потребителей) не совместимы с последним.
Для шатунов ISIS требуется свой съемник, похожий на съемник для OCTALINK, но опять же не совсем совместимый с ним. |
 |
Это
- каретка традиционной конструкции. На каретках такого типа концы оси
каретки имеют квадратные сечения. Шатун притягивается винтом, который
вворачивается в ось. |
 |
 |
Выпускаются
также каретки, с квадратными сечениями на концах оси, но шатун должен
притягиваться к такой оси гайкой, навернутой на ось каретки. |
Схема каретки SHIMANO DEORE XT (BB-ES70) в виде файла PDF (100 kb)
Схема каретки SHIMANO DEORE (BB-UN40) в виде файла PDF (115 kb)
Схема каретки SHIMANO ALTUS (BB-CT92) в виде файла PDF (120 kb)
Сервисная инструкция к системе SHIMANO DEORE LX/ XT в виде файла PDF (240 kb)
|