Определение степени износа цепи
В
процессе эксплуатации велосипеда изнашиваются все узлы привода - цепь,
кассета и система (блок передних звездочек). Но износ каждого узла
имеет свои неповторимые особенности.
 |
Кассета. Определить износ звездочек можно по форме зубьев. Поскольку цепь в процессе езды воздействует только
на заднюю сторону каждого зуба, изнашивается именно эта сторона. На
новой звездочке каждый зуб имеет заднюю сторону более крутую, чем
переднюю. В процессе износа передняя сторона остается без изменений, а
задняя понемногу "расплющивается" и "съедается" цепью, и при этом
становится более пологой. Обычно ресурс кассеты - порядка 10000-15000
км, хотя он сильно зависит от класса оборудования, и от стиля катания.
Когда зубья сильно изношены, при активном педалировании цепь начинает проскакивать, особенно на маленьких звездочках. |
 |
Система. Система изнашивается примерно так же, как и кассета -
меняется форма зубьев. При сильном износе цепь начинает проскакивать на
передних звездочках. Ресурс системы достаточно велик, (она может
работать и 20000-25000 км), но сильно изношенная цепь загубит ее
раньше. |
Цепь. Цепь
обычно служит меньше, чем кассета - порядка 4000 км.(опять же, ресурс
сильно зависит от условий катания). Износ цепи проявляется в том, что
она "вытягивается". То есть если положить рядом цепь со стажем и новую,
то при одинаковом количестве звеньев старая цепь будет длиннее
(конечно, в натянутом состоянии).
Сверху - новая цепь. Снизу - цепь прошла 1600 км. Видно, что сегменты старой цепи несколько длиннее.
|
Вытягивание цепи обусловлено не физическим удлинением ее пластин, а
износом осей звеньев, то есть цепь как бы разбалтывается. Но все равно
это приводит к тому, что меняется расстояние между звеньями, и в конце
концов появляется несоответствие между длиной звена цепи и расстоянием
между зубьями звездочки. Поэтому сильно изношенная цепь начинает очень
быстро изнашивать кассету и систему.
В англоязычной литературе описан простой способ определения степени износа цепи, пригодный для всех моделей горных и шоссейных велосипедов (кроме разве что совсем антикварных)
Для
определения износа надо измерить длину 24 сегментов цепи Измерять
можно обычной линейкой или рулеткой, не снимая цепь с велосипеда. В
этом случае измерения проводят на верхней половине цепи, когда она
слегка натянута.
Поскольку
один сегмент цепи имеет длину 1/2 дюйма, длина 24 сегментов должна
составлять 12 дюймов, или один фут, или, если по-русски - 304.8 мм. |
 |
 |
 |
Измерять надо расстояние между центрами первой и 25-й осей. |
Результаты измерения -
- 304,8- Новая цепь.
- 304,8-306,4 мм - Цепь в норме.
- 306,4-307,9 мм -
Цепь изношена. Если ее заменить сейчас, то поначалу возможны небольшие
проблемы из-за несоответствия шага новой цепи и старых звездочек. Через
некоторое время цепь и звездочки должны приработаться друг к другу..
- 307,9 мм
или больше - Цепь сильно изношена, кассета и система- скорее всего,
тоже. Если заменить только цепь, то процесс приработки может
затянуться. Лучше поменять кассету и систему вместе с цепью.
|
Можно,
конечно, накатать 10000 км, ничего не делая ни с кассетой, ни с цепью,
ни с системой. Но если на изношенную кассету поставить новую цепь, то
начнутся проблемы из-за разного шага цепи и кассеты, и потребуется
некоторое время на то, чтобы они приработались друг к другу. А сильно
изношенная кассета и вовсе не будет нормально работать с новой цепью,
равно как сильно изношенная цепь "съест" новую кассету и систему.
Поэтому первое правило - если привод износился сильно, то меняем все сразу - кассету, цепь, систему, а не по частям.
Есть
мнение, что можно, не дожидаясь сильного износа, приобрести две или
три цепи, и менять их по кругу, через 1000-1500 км. Тогда цепи и
звездочки будут изнашиваться равномерно.
С
другой стороны, разные звездочки изнашиваются по-разному. Естественно,
ваши любимые звездочки будут изнашиваться быстрее, чем остальные,
поэтому о равномерности износа в этом случае говорить не приходится.
Что посоветовать в каждом конкретном случае? Это зависит от вашего стиля катания и от его интенсивности.
Если
велосипед вы катаетесь только по двору или парку, и его пробег
измеряется парой сотен километров в сезон, то очевидно, его износ в
течение ближайших десяти лет вам не грозит.
А для тех, кто катается много и часто, можно попробовать менять цепи по кругу.
|